Вместо масштабных затрат на нацпроекты и госпрограммы государству следовало бы направить эти деньги на реальное увеличение тарифов ОМС и начать оплачивать лечение заболеваний в соответствии с реальной стоимостью, а к реализации проектов по реновации и модернизации больниц и поликлиник подключить бизнес. Об этом заявил декан факультета управления в медицине и здравоохранении Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Леонид Печатников на экспертной дискуссии «Экономические аспекты общественного здоровья» в рамках «Гайдаровского форума–2019» 16 января.
Он начал с заявления о том, что с переходом на страховую модель медицина стала бизнесом. По его словам, отсюда следуют и все те перекосы, которые сейчас имеет система. Причина заключается в том, что вхождение в реальный бизнес было только частичным и в некотором роде формальным. Отсюда неизбежные «баги» в виде приписок, недоступности диагностических и лечебных услуг в поликлиниках, финансируемых по подушевому нормативу, и избыточных госпитализаций.
«С тех пор как мы перешли на страховую модель, медицина стала бизнесом. Нравится нам это слово, не нравится, но поставщики медицинских услуг пытаются заработать. В 2010 году, когда правительство Сергея Собянина пришло к власти, поликлиники получали оплату по количеству оказанных услуг. Мотивацией было представить в фонд ОМС, в страховую компанию как можно больше услуг. Когда мы открыли личные кабинеты ОМС, то моя жена, которая не была в поликлинике 20 лет, узнала, что она переболела тысячью болезней, вплоть до переломов, где ей накладывали гипс», – рассказал Леонид Печатников.
Он отметил, что лучше не стало, когда систему поликлиник перевели на подушевое финансирование и реальный страховой принцип, где за больных платят здоровые. «В этой ситуации у поликлиник пропала мотивация вообще что-либо делать. А зачем? Зачем лечить пациента, зачем делать ЭКГ, если все равно это подушевое финансирование. В больницах в 2010 году оплата шла по койкодню: чем больше пациент пролежал, тем больше больница получила. Вот вам была мотивация», – сказал он.
Стационарное звено, по мнению Леонида Печатникова, только выиграло после того, как была внедрена оплата лечения по законченному случаю. «Мы сократили почти 40% коек в городе, а количество госпитализаций увеличивается на 10% в год. Их стало больше, чем было при том количестве коек, которое было до сокращения. Потому что появилась мотивация работать на законченный случай», – пояснил он. Однако тут есть свои подводные камни: у медучреждения появился стимул пролечить больше пациентов, чтобы через больницу прокачать больше денег. Это, по его словам, отлично иллюстрирует ситуация с госпитализациями пациентов при ОРВИ и гриппе: несмотря на то, что ежегодно в Москве вакцинируется больше половины населения, уровень госпитализаций по поводу ОРВИ все время растет (+10% ежегодно).
По словам эксперта, реально улучшить экономику здравоохранения, только объединив амбулаторное и стационарное звено в одно юридическое лицо. Если и то, и другое будут курироваться одним главным врачом, он будет заинтересован в том, чтобы пролечивать больше больных на амбулаторном этапе, а не заполнять свои койки амбулаторными пациентами.
«В Москве, на мой взгляд, система здравоохранения дозрела до создания таких объединений. Весь мир так живет, и изобретать здесь велосипед совершенно не нужно. Это не только улучшит экономику, но это улучшит и качество амбулаторных исследований. Надо признать, что наше советское изобретение – поликлиника – себя изживает. И когда мы говорим о том, что надо переложить большую часть работы на амбулаторное звено, пока это профанация. Потому что, нравится нам это или не нравится, но в стационаре уровень врачебной помощи и уровень врачей существенно выше, чем в поликлинике», – уверен Леонид Печатников.
Сейчас при реализации нацпроектов и госпрограмм государство опять берет на себя функции инвестора и принимает экстенсивный путь, по которому развивалась советская экономика. От этого проигрывают в первую очередь пациенты, государственные ресурсы не в состоянии справиться с постоянным обновлением медицинских технологий, подчеркнул он. «Мы сегодня столкнулись с ситуацией, когда с учетом всех указов и всего того, что нам необходимо, на заработную плату уходит практически 90% того, что зарабатывает больница. И вы хотите, чтобы на 10%, которые остаются, было вкусно? Не будет! Тарифы должны быть другими. Но для этого инвестиции нужно по возможности переложить на бизнес. На рынке должны быть двое: продавец и покупатель. Бизнесу должно стать выгодно заниматься продажей медицинских услуг, а государство сможет потратить свои деньги на увеличение тарифов в ОМС», – резюмировал эксперт.