Интервью Министра здравоохранения Вероники Скворцовой порталу Всемирной организации здравоохранения Интервью Министра здравоохранения Вероники Скворцовой порталу Всемирной организации здравоохранения

Интервью Министра здравоохранения Вероники Скворцовой порталу Всемирной организации здравоохранения

1. Как и многие другие страны Европейского региона ВОЗ, Российская Федерация сталкивается с эпидемией неинфекционных заболеваний (НИЗ). Каковы, по Вашему мнению, основные успехи и проблемы в этой области для России? Каковы приоритетные направле- ния в борьбе с НИЗ в Российской Федерации?
Основной причиной смертности как в России, так и во всем мире являются неинфекционные заболевания (НИЗ). Поэтому не случайно для Российской Федерации борьба с НИЗ является одним из приоритетов как во внешней, так и во внутренней политике нашей страны.
Главный эффект в плане снижения бремени НИЗ приносят комплексные мероприятия, среди которых можно выделить два главных направления –профилактика (популяционная и индивидуальная), а также лечение НИЗ.
Борьба с контролируемыми факторами риска требует комплексного подхода как на законодательном уровне, так и на индивидуальном. За последние годы нами был принят целый ряд законодательных мер по снижению бремени табака и алкоголя, развернуты масштабные коммуникационные кампании. Конечно, в этом вопросе не обойтись без межсекторального подхода, объединения усилий государственных и общественных институтов, участия каждого человека – повышения ответственного отношения к своему здоровью.
Активную работу по развитию индивидуального профилактического направления мы начали в 2013 г., когда запустили проведение массовых скринингов здоровья – обновленной программы диспансеризации. В 2017 г. профилактические осмотры и диспансеризацию прошли более 48,5 млн человек, что в 1,5 раза больше, чем в 2013 г. Планируется к 2021 г. выйти более чем на 80 млн человек, а в 2024 г. – охватить свыше 100 млн человек.
Комплексность принятых нами мер позволила в достаточно короткие сроки добиться эффективных результатов. По итогам 2017 г. продолжительность жизни в нашей стране составила 72,7 года, что на 2,5 года больше, чем в 2012-м и на 5 лет больше, чем в 2007 г. В 2017 г. в Рос- сийской Федерации был отмечен самый низкий уровень смертности за последние 20 лет – 12,4 случая на 1 тыс. населения. Только за прошлый год нам удалось снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 5%, а от онкологии – на 3,5%.
Эффективность мер, принятых в России, была отмечена и Всемирной организацией здравоохранения, когда наша страна была признана одним из лидеров в плане борьбы с НИЗ.
Сегодня перед российским здравоохранением стоит принципиальная задача – по поручению Президента РФ В. В. Путина увеличить продолжительность именно здоровой жизни. Для достижения этой цели нами были проработаны комплексные меры, которые объединены в федеральный проект «Укрепление общественного здо- ровья» в рамках национального проекта «Демография». Цели проекта амбициозны. В плане популяционной про- филактики назову лишь две цифры: к 2024 г. планируется снизить продажи алкоголя на 9%.
2. Рост бремени сердечно-сосудистых заболеваний и онкологических заболеваний не оставил в стороне и Россию. Какие действия на уровне системы здраво- охранения предпринимает Правительство Россий- ской Федерации для профилактики и борьбы с этими заболеваниями?
Как я уже говорила, в основе эффективного противодей- ствия НИЗ лежит предупреждение развития заболевания и купирование его на ранних стадиях. Благодаря массовым профилактическим осмотрам населения значительно увеличилась выявляемость сердечно-сосудистых заболеваний. А по результатам осмотра у врача число людей с артериальной гипертензией, поддерживающих артериальное давление на целевых значениях, увеличилось в 1,6 раза, а нормализующих гиперхолестеринемию, то есть снижающих опасно высокий уровень холестерина в крови, – в 3,5 раза.
Особое значение в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями имеет время реакции медицинских служб на острые состояния больного. Не так давно мы реализовали в нашей стране масштабную сосудистую программу, ядром которой стало создание сети специализированных сосудистых центров, где возможно проведение всех современных видов лечения при острой сосудистой патологии. Сегодня по всей стране работают более 600 таких центров. В результате смертность от болезней системы кровообращения снизилась только за последние шесть лет на 22%. В ближайшем будущем пройдет модернизация сосудистых центров.
В рамках разработанного нами национального проекта «Здравоохранение» нами поставлена задача снизить смертность от болезней системы кровообращения еще на 23,4% к 2024 г.
Что касается ответа системы здравоохранения на борьбу с онкологическими заболеваниями. В последние годы с помощью активного онкопоиска около 56% всех
злокачественных новообразований были выявлены у рос- сиян в рамках диспансеризации на I–II стадии, в результате 5-летняя выживаемость пациентов выросла до 54%, а смертность от онкозаболеваний в 2017 г. в целом снизилась на 1,8%.
Сейчас в России готовится программа по борьбе с онко- логическими заболеваниями, поэтому в рамках уже упо- мянутого проекта «Здравоохранение» был подготовлен блок мероприятий, посвященных борьбе с онкологическими заболеваниями.
Одним из принципиальных направлений этого блока является формирование тотальной настороженности к онкологическим заболеваниям, в рамках которого вра- чи, работающие в поликлиническом звене, могут пройти специальное обучение. Для удобства медиков также была разработана программа для тестирования уровня квалификации. В настоящее время уже 80% терапевтов прошли такое тестирование.
Следующий момент – это формирование амбулаторных онкологических служб, которые должны при подозрении на онкологию в течение 14 дней провести полное обсле- дование и установить диагноз в соответствии с международным кодом. Поставлена задача, чтобы пациент сразу после установления диагноза направлялся в онкологический центр, в котором ему может быть оказана помощь в соответствии с необходимым клиническим протоколом.
К 2024 г. нам необходимо достичь снижения смертности от новообразований на 7,8%, 1-годичной летальности – на 23%, повышения 5-летней выживаемости – на 11,3%, а выявление злокачественных новообразований на ранних стадиях должно повыситься до 63%.
3. В Российской Федерации были достигнуты большие успехи в борьбе против табака, что стало залогом этого успеха и как другие страны могут использовать опыт России?
Россия в полной мере разделяет ключевые цели и идеи Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком и способствует их активному продвижению.
Наша страна долгое время входила в число лидеров по распространенности курения среди населения. Этот факт стал причиной для принятия нами неотложных мер. В 2010 г. мы утвердили национальную антитабачнуюконцепцию, которая устанавливала основные направления для развития борьбы с потреблением табака в России, среди которых: повышение цен и акцизов на табак, изменение налоговой политики, полный или частичный запрет курения в общественных местах, просвещение населения, ограничение рекламы, снижение количества вредных веществ в сигаретах.
Главным событием, которое в этом году отмечает пяти- летний юбилей, стало принятие в нашей стране закона об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. В России впервые перестали курить в местах общественного питания, в транспорте; была запрещена реклама табачных изделий; на телевидении появились предупреждающие заставки, если в программах содержатся сцены курения.
Основным достоинством принятого закона стала его системность, которая позволила соединить нормы, относящиеся к различным отраслям права, в единый комплекс мер. Проведенная системная работа позволила за прошедшие годы существенно сократить потребление табака – на 22% среди взрослых, и в 2,5 раза среди подростков.
4. Несмотря на то, что уровень потребления алкоголя среди мужчин в России снижается, эта проблема все еще является очень серьезной для российского общества. Как российское правительство и Министерство здравоохранения планирует решать эту проблему?
Алкоголь – это один из серьезнейших факторов риска бо- лезни и преждевременной смерти. В прошлом нами уже был принят ряд мер, которые позволили существенно снизить потребления алкоголя в нашей стране – почти на 40%. Это стало возможным благодаря ограничению времени и условий продажи алкогольной продукции, отсутствию рекламы на телевидении, запрету на употребление спиртного в общественных местах.
Сегодня мы подготовили целый ряд законодательных инициатив, направленных на наделение предпринимателей правом отказывать в розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения; введение требования по выделению специальных мест для алкогольной продукции, таким образом, чтобы демонстрация алкогольной продукции осуществлялась отдельно от других видов продуктов и товаров, а место демонстрации не было доступно прямому обозрению покупателями; введение запрета на продажу алкогольной продукции более 16,5% в местах общественного питания в концертных и театральных залах, парках; введение полного запрета на продажу алкогольной продукции на тер- риториях, прилегающих к спортивным сооружениям.
Кроме того, предусмотрено наделение муниципальных властей правом устанавливать полный запрет на реализацию алкогольной продукции на своей территории.
5. В этом году Российская Федерация принимала Чем- пионат мира по футболу. Как Вам кажется, повлияет ли проведение в стране такого важного спортивного со- бытия на популяризацию физической активности сре- ди населения России? Какие в целом меры по поддерж- ке здорового образа жизни принимаются в Российской Федерации?
Чемпионат мира – это грандиозный спортивный праздник, который не оставляет никого равнодушным. На протяжении месяца лучшие футболисты планеты демонстрировали свое мастерство на стадионах нашей страны. Конечно, это стало и испытанием для нас.
Для медицинского обеспечения турнира было привлече- но 6,5 тыс. медицинских работников, была организована схема медицинского обеспечения с временем реакции до пяти минут.
Наши усилия были отмечены и представителями медицинской службы FIFA, и уже сейчас мы передаем свой опыт стране-хозяйке следующего турнира.
Но возвращаясь к вкладу Чемпионата мира в популяризацию активного образа жизни, отмечу, что в последние годы мы наблюдаем рост людей, которые систематически занимаются спортом, только за 2017 г. этот показатель вы- рос до 34% населения. Конечно, прошедший спортивный форум и, в частности, удачное выступление нашей нацио- нальной команды еще больше подстегнет граждан к веде- нию активного и здорового образа жизни.
Кроме того, сейчас нами разрабатываются дополнительные мероприятия по формированию у граждан мотивации к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек. И мы надеемся к 2024 г. значительно увеличить число россиян, приверженных здоровому образу жизни.
6. Какой вклад вносит Российская Федерация в выполнение глобальной повестки дня по профилактике и борьбе с НИЗ?
В 2011 г. России было доверено проведение Первой глобальной министерской конференции по вопросам здорового образа жизни и неинфекционным заболеваниям, которая стала отправной точкой глобального процесса мобилизации и объединения усилий по борьбе с НИЗ, поддержанного главами государств через принятие резолюции по борьбе с НИЗ на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В соответствии с Политической декларацией была определена стратегия профилактики НИЗ, которая легла в основу национальных программ развития здравоохранения.
В 2012 г. мы совместно с рядом стран-партнеров выступили инициаторами создания глобального механизма по борьбе с НИЗ, на основе которого в дальнейшем была со- здана Межучережденческая целевая группа ООН по про- филактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями, которая работает под эгидой ВОЗ и Программы развития ООН (ПРООН).
Как известно, данная целевая группа координирует деятельность организаций, входящих в состав ООН, и других межправительственных организаций и ее главной задачей является укрепление всесторонней помощи государствам-членам в их усилиях по предотвращению НИЗ, контролю этих заболеваний и уменьшению их последствий.
Одновременно, начиная с 2012 г., Россия последовательно осуществляет финансирование проектов ВОЗ, связанных с проблемой НИЗ.
Первым из них стал глобальный проект ВОЗ по разработке и внедрению национальных стратегий по профилактике и борьбе с НИЗ в 24 странах, который позволил обра- тить большее предметное внимание в каждой из стран на проблему, связанную с НИЗ.
В 2014 г. совместно с Европейским региональным бюро ВОЗ в Москве был открыт Географически удаленный офис по профилактике и борьбе с НИЗ.
Кроме того, Россия принимает активное участие в рабо- те Целевой группы и поддерживает ее в экспертном и финансовом плане: в 2017 г. нами был профинансирован со- вместный проект ВОЗ и ПРООН, направленный на помощь
странам в подготовке обоснований инвестиций в целях ак- тивизации национальной межсекторальной деятельности по борьбе с НИЗ в ряде стран различных регионов ВОЗ.
7. В Москве действует Географически удаленный офис ВОЗ по борьбе с НИЗ, финансируемый Правительством Российской Федерации. Почему для нашей страны было важно поддержать создание на своей территории именно центра по борьбе с НИЗ?
Как уже было сказано, начиная с 2011 г. по ряду внутренних и внешних причин Российская Федерация определила для себя приоритетной работу в области борьбы с НИЗ и в скором времени стала основным донором ВОЗ по финансированию проектной деятельности в данной области.
В сентябре 2014 г. Правительством Российской Федерации было принято решение открыть Географически удаленный офис ВОЗ по профилактике и борьбе с НИЗ в г. Москве и выделить на пятилетний период его работы финансовые средства в размере более 20 млн долл. США. Основной задачей ГУО по НИЗ является оказание поддержки 53 странам, входящим в Европейский регион ВОЗ, с акцентом на регионы с высоким бременем НИЗ.
В своей работе ГУО ВОЗ по НИЗ руководствуется инновационными подходами и разрабатывает на территории России наилучшие практики и эффективные инструменты профилактики НИЗ, посредством которых осуществляется противостояние главным заболеваниям XXI века в Европе и в дальнейшем – во всем мире.
За годы работы Географически удаленный офис ВОЗ показал свою эффективность в помощи целому ряду госу- дарств в оценке деятельности их систем здравоохранения в условиях высокого бремени НИЗ и в разработке страновых стратегий по борьбе с данными заболеваниями; в проведении исследований факторов риска развития НИЗ; осуществил исследования и дал консультации по вопросам рациона питания и физической активности, а также провел множество обучающих семинаров для руководителей как системы здравоохранения, так и других отраслей с целью укрепления межведомственного взаимодействия в вопросах охраны здоровья и профилактики НИЗ.
Безусловным преимуществом деятельности такого офиса в стране является и активное привлечение к работе как международных, так и российских экспертов из ведущих научно-исследовательских учреждений, что способствуетобмену опытом и дальнейшему применению наилучших практик внутри государства.
Кроме того, необходимо отметить, что, согласно проек- ту доклада Генеральной Ассамблеи ООН по неинфекционным заболеваниям, в странах Восточной Европы и Центральной Азии наметились тенденции к снижению бремени неинфекционных заболеваний, что произошло, в том числе, благодаря активной работе московского ГУО ВОЗ по НИЗ.
На данный момент Минздрав России совместно с рядом ведомств прорабатывает вопрос о продолжении финан- совой поддержки деятельности ГУО ВОЗ по профилакти- ке и борьбе с НИЗ в Москве. Кроме того, предполагается включить в данную работу деятельность Межучережден- ческой целевой группы ООН по профилактике и борьбе с НИЗ. Это позволит использовать апробированные в Ев- ропейском регионе подходы, показавшие свою эффективность в остальных пяти регионах ВОЗ.
8. Будучи полностью двуязычным англо-русским жур- налом, мы не можем не спросить о поддержке Россий- ской Федерацией многоязычия в рамках Всемирной организации здравоохранения. В этом году на Всемир- ной ассамблее здравоохранения Российская Федерация спонсировала резолюцию «Многоязычие: соблюдение равноправного положения всех официальных языков». Почему поддержка многоязычия в рамках ВОЗ целом и обеспечение доступности материалов ВОЗ на русском языке имеет такую важность для Правительства Российской Федерации? Что еще могут сделать ВОЗ и государства-члены для обеспечения большего баланса в использовании официальных языков?
Русский язык является одним из шести официальных языков ООН и ВОЗ, а принцип многоязычия закреплен в Уставе этих организаций. Однако объем переводимых материалов на русский язык не достигает 10% от общего количества публикаций ВОЗ на английском языке. В связи с этим зачастую возникает необходимость официального перевода документов ВОЗ на русский язык для того, чтобы специалисты могли давать официальное толкование международных норм, стандартов и подходов к реше- нию проблем в различных сферах здравоохранения при разработке и реализации страновых стратегий, а также для развития науки.
21.09.2018

Важно! Мы используем файлы Cookie для лучшей работы сайта. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вас это устраивает.