Бывший вице-мэр Москвы, а теперь декан факультета управления в медицине и здравоохранении РАНХиГС Леонид Печатников, выступая на Гайдаровском форуме, поделился своими взглядами на развитие отрасли – от места и роли амбулаторного звена медпомощи и тарифов ОМС до государственно-частного партнерства и перечня медоборудования, которое планируется закупать по нацпроекту «Здравоохранение». Тезисы выступления – в сжатом пересказе Vademecum.
• Рост ожидаемой продолжительности жизни не означает одновременно снижения общей смертности. Скорее наоборот – чем выше ожидаемая продолжительность жизни, тем выше общая смертность. «Я подчеркиваю: общая смертность». Поэтому во всем мире применяется показатель стандартизированной смертности – в определенных возрастных группах и от определенных заболеваний.
«А вот когда нам говорят, чтобы у нас люди перестали умирать, тогда их надо отправлять в библейские времена, когда жили 120 лет, а то и больше. Понимаете, в ближайшее время это нас не ожидает».
• В Москве 90% врачей общей практики принимают в поликлиниках, но они врачи общей практики «пока только по диплому». «Всё, что нам удалось, это провести их сертификацию. Это, кстати, не так мало!» Это значит, например, что ВОП, в отличие от участкового терапевта, может самостоятельно отправить пациента на ЭКГ без участия кардиолога. Это уже экономика. «Но качество врачей наших общей практики – оно пока только на бумаге. Реальных врачей общей практики мы пока не готовим либо готовим плохо».
• В Москве впервые внедрили оплату по законченному случаю лечения вместо оплаты за койко-день. Это позволило довольно быстро (с 2010 по 2012 год) совершенно изменить «лицо больницы». Появился другой стимул – «прокачать через больницу» побольше людей. Количество коек в городе сократилось почти на 40%, а количество госпитализаций стало увеличиваться на 10% в год, причем росло количество госпитализаций при ОРВИ, «того, что можно лечить дома». Выход из этого положения может быть таким – объединение амбулаторного и стационарного звена, что не только улучшит экономику, но и повысит качество амбулаторной медпомощи.
«Когда мы говорим о том, что нужно переложить большую часть работы на амбулаторное звено, то пока это профанация. Потому что нравится нам это или не нравится, в стационаре уровень медпомощи и врачей существенно выше, чем в поликлинике. Если под одним главным врачом будет и то и другое, то в этом случае он будет заинтересован в том, чтобы лечить больше на амбулаторном этапе, а не заполнять свои койки амбулаторными больными».
• Если посмотреть на нацпроект, то очевидно, что государство опять берет на себя функции инвестора. Это опять экстенсивный путь. Нужно, наконец, наполнить слово «ГЧП» реальным содержанием. Инвестировать в первую очередь должны бизнесмены. Если бы те деньги, которые Минздрав намерен потратить на инвестиции, направили бы частные инвесторы, то деньги можно было бы направить на реальные тарифы. Инвестиции надо переложить на бизнес и сделать так, чтобы бизнесу было выгодно заниматься продажей медуслуг.
«Вы поймите, мы сегодня столкнулись с ситуацией, когда с учетом всех указов на зарплату уходит практически 90% того, что зарабатывает больница. До 90%! И вы хотите, чтобы на эти 10%, которые остаются, было вкусно? Не будет».