Ежемесячная рубрика, в которой мы знакомимся с молодыми сотрудниками (ординаторами и ассистентами) кафедры терапии, клинической фармакологии и скорой медицинской помощи Российского университета медицины МЗ РФ.
Интервьюер
Оводкова Олеся Александровна
Ординатор 1-го года кафедры терапии, клинической фармакологии и скорой медицинской помощи.
Начнём знакомство с Вами с рассказа о том пути, который Вы прошли, прежде чем оказаться сегодня здесь.
Мой путь начался в городе Россошь Воронежской области. Судьба тесно связала меня со школой № 9, где я училась и где когда-то преподавала моя мама.
Ещё в школьные годы я активно занималась творчеством, параллельно обучаясь в музыкальной школе. Там я осваивала искусство танца (бальные, классические и народные) и игру на фортепиано.
После 11 классов я решила связать свою жизнь с медициной и поступила в Воронежский медицинский университет им. Н.Н. Бурденко на направление «Лечебное дело».
Во всех моих начинаниях меня поддерживала моя замечательная семья.
Мама – завуч в школе. Человек очень добрый и стремительный, она безгранично предана своему делу. Для неё успехи учеников и качество их знаний – главный приоритет, ради которого она не жалеет сил и времени. За это её очень ценят и коллеги, и ученики.
Папа – человек великой души, для которого семья всегда на первом месте. Он работает дальнобойщиком, и всё своё свободное время между рейсами посвящает семье и строительству нашего дома.
Старший брат – моя опора и поддержка во всём.
Ординатура – это серьёзный и достаточно трудный шаг для молодого специалиста. Был ли какой-то ключевой случай или человек, который повлиял на Ваш выбор дальнейшего пути? Как к этому относятся Ваши родственники и друзья?
К биологии и химии я всегда питала особую любовь. Во многом это была заслуга моих преподавателей, которые усердно вкладывались в нас. Когда пришло время, мой выбор пал на медицину, благодаря им и моей семье. Несмотря на то, что в нашем роду не было врачей и у меня не было перед глазами готового примера, я чувствовала, что иду по правильному пути.
Представим на минуту (не больше!), что Вы могли бы выбрать другую специальность. Кем бы Вы тогда стали?
Кроме мамы, в моей семье много педагогов. В том числе мой дедушка – директор школы. Думаю, именно преподавательство стало бы моим возможным будущим.
Как выглядит Ваша жизнь вне больницы?
Вне стен больницы я нахожу баланс в простых человеческих радостях: в дружеских беседах, в строках собственных стихов, в тишине с книгой и в ритме утренней пробежки, которая заряжает меня на весь день.
Первые месяцы ординатуры позади. Что-то изменилось за это время в Вашем отношении к медицине, к пациентам? Возможно, Вы заметили изменения в работе, в коллегах или в себе?
За эти месяцы я полностью адаптировалась к коллективу, изобилию пациентов, суточным дежурствам. Постепенно приходит понимание того, кем именно я стану, усердно трудясь в работе и учёбе. И самое главное – я понимаю, что никогда не пожалею о сделанном когда-то выборе. Обучение у наших профессоров и отточенная работа врачей в отделении с каждым днём вдохновляют нас всё больше и больше. Особую признательность мы испытываем к ординаторам второго года, всегда готовым поделиться опытом.
Был ли у Вас уже случай, когда внутренний голос подсказал решение, которое шло вразрез с фактическими признаками?
Хотя в моей личной практике в ординатуре такого случая ещё не было, я была свидетелем сего у ординатора второго года. Благодаря ему пациента удалось быстро доставить в соответствующее учреждение и оказать действительно нужную помощь.
Опишите, пожалуйста, свой самый ценный клинический урок, который заставил по-новому взглянуть на стандартный алгоритм работы или на общение с пациентом. Возможно, это было как раз на том самом первом дежурстве?
В моей практике был случай: пациентка, 60 лет, была переведена из кардиологии после коронарографии. Я провела плановый осмотр, убедилась, что жалоб нет, и уже разворачивалась к двери, мысленно составляя план заполнения документации.
И в этот момент я услышала тихие, сдержанные рыдания.
Этот звук заставил меня остановиться. Вместо того чтобы идти в ординаторскую, я вернулась, присела на край койки и попросила её поделиться со мной своей проблемой. Она рассказала мне о боли, о боли одиночества. О пустой квартире, о детях, которые живут далеко, о страхе перед неизвестностью и о том, как страшно оставаться наедине со своей болезнью.
Мы просто поговорили. О жизни, о погоде, о внуках, о надеждах. И когда я через некоторое время снова посмотрела на нее, на ее лице была слабая, но тёплая улыбка. Она обняла меня с такой силой, словно я подарила ей не несколько минут внимания, а целую жизнь.
Она была выписана в срок, с положительной динамикой. И я уверена, что её стабильное состояние было результатом не только верно подобранных препаратов, но и того самого морального спокойствия, которое стало частью её лечения.
Сегодня у врача есть Google и медицинские интернет-помощники, а у пациента – форумы и чаты. Как, по-вашему, современные возможности повлияли на процессы общения с пациентами и их лечение?
Ключевое правило остаётся неизменным: если врач видит в пациенте личность, а не медицинский случай, а пациент готов услышать врача – между ними возникнет доверие и понимание. Так рождается настоящее лечение – эффективное. Ни один искусственный интеллект не распознает дрожь в голосе, говорящую о страхе. Не подберёт индивидуальный подход к каждому пациенту. Не выделит дополнительную минутку, чтобы поддержать и ободрить, когда это так важно.
Работа врача требует огромных эмоциональных затрат. Что для Вас является «перезагрузкой» и источником сил вне больницы?
Мои семья и друзья – это моя система перезагрузки. Даже после 20 минут разговора на расстоянии я чувствую себя отдохнувшей и безмерно счастливой.
Аркадий Львович – представитель старшей школы медицины, а Вы – нового поколения. Чему, на Ваш взгляд, могут научиться друг у друга эти эпохи?
Профессор Аркадий Львович олицетворяет школу медицины, где диагноз ставился у постели больного, а клиническое мышление ценилось выше технологий. Мы, новое поколение, выросли в эпоху доказательной медицины и цифровых технологий. Аркадий Львович делится клиническими случаями из своей практики, а мы помогаем найти самые свежие исследования по его теме. Для меня это настоящее чудо, ведь в эти моменты сливаются воедино опыт и инновации.
Расскажите, какого это было встретить одного из лучших специалистов, профессоров, учителей – А.Л. Вёрткина? Какие эмоции Вы получили после первой лекции с ним?
Знакомство с профессором Аркадием Львовичем стало для меня настоящим потрясением. Признаюсь, я испытала лёгкое сожаление, что не познакомилась с этим удивительным человеком раньше. Его невероятная харизма, колоссальный клинический опыт, умение мыслить и выражать эти мысли произвели на меня большое впечатление.
Есть ли произведения (книга или фильм), которые повлияли на Ваше восприятие профессии врача, ответственности, жизни в целом?
Особое место занимает роман Николая Островского «Как закалялась сталь». Для меня эта книга – не просто памятник своей эпохе, а вневременная история о силе человеческого духа, которая перекликается с профессией врача. Этот роман научил меня, что настоящая сила – не в отсутствии слабости, а в умении подниматься после каждого падения.
И традиционный, но всегда важный вопрос. Исходя из своего, пусть и недолгого, но очень интенсивного опыта: какой самый главный совет Вы бы дали себе в день поступления в ординатуру? И какой – студентам-медикам, которые только готовятся сделать этот шаг?
Самое главное – верить в себя. Если ты чувствуешь, что медицина – твоё истинное призвание, идущее от самого сердца, знай – всё обязательно получится!