Здравствуйте, уважаемые читатели! Вы когда-нибудь задумывались о таком важном приспособительном инструменте человека как память? Благодаря этому навыку предки передавали свой жизненный опыт потомкам, что позволяло им выжить. Освоение огня поистине считается одним из ярких примеров социальной эволюции. С помощью огня люди перестали зависеть от короткого светового дня, научились отпугивать хищников, готовить пищу, обогревать жилье. Многие годы эволюции не прошли даром, человек становился все сложнее и сложнее, помимо удовлетворения жизненных потребностей, он стал думать о духовном… Именно так появились театры, музыка, стала развиваться наука.
Величайшие открытия в научной сфере были сделаны именно по такому принципу:
Есть какие-то данные, собранные и проанализированы одним человеком, которые были доработаны вторым и усовершенствованы третьим.
Все, что мы знаем сейчас… (схематично)
Все гениальные идеи медицины -это проанализированный многовековой опыт
В выпуске, посвященном Голубинину Леониду Ефимовичу рассказано о его жизни и творчестве, о неоценимом вкладе в развитие терапевтической московской школы.
Жизненный путь.
Происходил из дворян; сын отставного полковника. Окончил Екатеринославскую гимназию (1875) и поступил на медицинский факультет Московского университета. Ученик Г. А. Захарьина и А. А. Остроумова.
Голубинин Леонид Ефимович
(1858-1912)
Окончив университет в 1880 году, он прошел стажировку в клиниках С.П.Боткина и Э.Э.Эйхвальда в Медико-хирургической (с 1881 года — Военно-медицинской) академии в Петербурге, затем работал экстерном в московской Мариинской больнице, земским врачом в Пензенской губернии, ординатором больницы при Странноприимном доме графа Шереметьева в Москве.
Именно в Шереметевской больнице началось врачебное сотрудничество В.Д.Шервинского и Л.Е.Голубинина, который к тому времени был сформировавшимся врачом: вопреки распространенным в литературе точкам зрения, нет никаких оснований называть его учеником С.П.Боткина, А.А.Остроумова или В.Д.Шервинского, хотя ему повезло поработать с каждым из этих выдающихся врачей.
Какой вклад внес Голубинин Л.Е.?
- Создал единую терапевтическую школу в Московском университете вместе с Шервинским
- Работал с С.П. Боткиным, А.А. Остроумовым, В.Д. Шервинским
- Разработал тест с сахарной нагрузкой для раннего выявления диабета
- Указал на уменьшение красных кровяных телец при злокачественных новообразованиях
- Описал клиническую картину актиномикоза легких
- По просьбе студентов в 1904 году составил пособие «Минеральные воды и лечебные грязи»
- На его средства был приобретен электрокардиограф, за которым работал В.Ф. Зеленин
- Просил дочитать лекции ушедших во время репрессий профессоров
- Завещал 3\4 состояния на нужды университета, стипендии, оборудование и пр.
Л. Е. Голубинин автор свыше 30 научных работ.
Считал основной целью медицины выяснение индивидуальных особенностей больного. Отмечал важную роль окружающей среды в возникновении заболеваний. Одним из первых в России применял рентгенотерапию костного мозга при лечении миелоидной лейкемии. При Голубинине в терапевтической клинике Московского университета в диагностических целях стала применяться реакция Вассермана (с 1909).
Труды
- Об изменениях гемоглобина и эритроцитов при некоторых болезнях. М., 1896
- Случай хронического желудочно-кишечного катара. М., 1901
- Серодиагностика при внутренних болезнях. М., 1910
- К вопросу об атрофии желудочно-кишечного канала (в соавторстве). М., 1911
- Энтероптоз, его патогенез, симптомология и лечение. М., 1912
Последний путь…
Леонид Ефимович Голубинин страдал аневризмой грудной аорты и, по воспоминаниям его преемника по кафедре профессора Н.Ф.Голубова, долго жил под этой угрозой. Однако трагедия разыгралась по другому сценарию — после тяжелой болезни в сентябре 1912 года он умер от рака поджелудочной железы
Полный выпуск по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=lAKrXWNNSvY&t=1675s