Без сомнения, взаимоотношения врача и пациента носят многогранный характер, не ограничиваясь сугубо медицинской составляющей. Это большой комплекс психологических и морально-этических проблем, с которыми врачу приходится сталкиваться изо дня в день в своей практической деятельности, и вопросы немедицинского характера возникают отнюдь не редко.
Так, Ассоциация американских медицинских колледжей провела среди пациентов опрос, выясняя, каким критериям они бы руководствовались, выбирая себе врача. Оказалось, что в первую очередь респонденты отметили коммуникабельность и умение разъяснить пациенту сущность сложных медицинских процедур. А факт того, что врач обучался в престижном учебном заведении, указывался опрошенными в последнюю очередь. Выходит, что за всю историю существования медицины, исчисляющуюся тысячелетиями, искусство общения врача и пациента по-прежнему сохраняет большую значимость, если не первостепенность.
До недавнего времени роль врача нередко сводилась к простому наблюдению за естественным течением болезни. Стиль взаимоотношений доктора с больным до недавних пор заключался в том, что пациент доверял врачу право принимать решения. Врач же «исключительно в интересах больного» поступал так, как считал нужным. Казалось бы, такой подход повышает эффективность лечения: пациент избавлен от сомнений и неуверенности, а врач полностью берет на себя заботу о нем. Врач не делился с больным своими сомнениями.
Однако современный коморбидный фон, влияние социальных факторов, многогранность подходов к ведению одной нозологии, неопределенность протоколов и клинических рекомендаций, условия экономических стандартов и пр. ставят иные цели перед врачом общей практики.
Отныне профессиональные компетенции ВОП предусматривают формирование стратегии образа жизни. Врач становится профессиональным менеджером персонифицированной стратегии образа жизни больного.
Обозначенные навыки являются достаточно новыми компетенциями для выпускников отечественных медицинских вузов, что требует разработки и внедрения в практику дополнительных профессиональных образовательных проектов, главной целью которых стала бы всесторонняя подготовка врачей общей практики в связи с изменившимися отраслевыми реалиями.
Примечательно, что при всём разнообразии подходов сотрудничество врача и больного состоит из четырех главных компонентов: поддержка, понимание, уважение, сочувствие, что определяет следующие этапы взаимодействия врача и пациента:
- Очные осмотры
- Образование пациента (индивидуальное и в рамках нозологических школ для больных)
- Дистанционное взаимодействие (от чек-листов по телефону до аналитических справок электронных носимых устройств)
- Формирование стратегий ведения коморбидных больных и внедрение их в локальные системы электронного документооборота
- Социализация больных (методики формирования ответственного подхода больных к стилю и образу жизни с болезнью; врачебная поддержка ассоциаций больных)
- Тайм-менеджмент и стресс-менеджмент в общей врачебной практике
- Формирование стратегий паллиативной помощи
- Многоступенчатая реабилитация больных с коморбидными состояниями
- Разрешение конфликтов
Формирование доверительных, содружественных отношений между пациентом и врачом происходит поэтапно. Решение задач одного этапа позволяет партнёрам перейти на следующий этап развития взаимодействия.