Высшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) опубликовала исследование «Анализ мнения студентов и выпускников о реализации программ специалитета в медицинских вузах». В анкетировании приняли участие 660 респондентов, среди которых 417 студентов, 160 врачей-специалистов и 83 человека из других категорий выпускников (нынешние преподаватели, аспиранты и прочие).
Большинство респондентов (74%) считают, что объем производственных практик в образовательном процессе должен быть увеличен: 39% участников анкетирования предложили расширить объем практики в целом, 27% – увеличить часы практик в стационаре, 8% – в поликлиническом звене.
Значимое число респондентов (45%) считают, что лекционный материал должен занимать 25–49% от общего объема образовательной программы. За то, чтобы практическая подготовка занимала более 50% образовательной программы, проголосовали 88% участников, из них 51% считают, что практические занятия должны составлять 50–74% времени обучения, 27% указывают 75–99% от объема программы.
На вопрос о формате лекций выпускники и студенты специалитета ответили по-разному. Дистанционный формат обучения в виде записанных лекций предпочитают 54% из 400 участников анкетирования, проходящих обучение в данный момент. Мнения выпускников 2011–2022 годов, то есть 195 респондентов, разделились между очным форматом лекций в аудитории и дистанционным – по 39% в каждой группе. Важным преимуществом записанных лекций респонденты назвали удобство для аудитории и возможность проведения занятий опытными специалистами, которые не могут физически находиться в аудитории со слушателями.
В анкете был поднят вопрос и о перераспределении дисциплин первых трех лет обучения. Выпускники (227 респондентов) высказали свои пожелания о сокращении социально-гуманитарного и общеобразовательного блока дисциплин. Наиболее часто в этом контексте упоминались следующие дисциплины: философия (147), социология (127), биология и химия (115). Также выпускники считают, что некоторые частные вопросы, поднимаемые в периметре фундаментальных дисциплин – анатомии, физиологии, патологической анатомии, – следует перенести на более старшие курсы. Это позволит младшим курсам сосредоточиться на изучении базовых процессов жизнедеятельности организма и облегчит восприятие сложных механизмов заболеваний на старших курсах.
Респонденты оценили готовность к самостоятельной практической деятельности после обучения в специалитете по 10-балльной шкале. Этот показатель планомерно снижается от периода к периоду до 2017 года: выпускники 1980–2000 годов оценили свою готовность на 6,88 балла, выпускники 2001–2010 годов – на 5,96, 2011–2022 годов – на 5,35.
Респонденты последней группы, выпустившиеся в период 2018–2022 годов, поставили среднюю оценку своей готовности 5,9 балла. Авторы исследования объясняют падение этого показателя реформами образования, понижающими практическую составляющую процесса обучения, а также отсутствием опыта у работников вузов в вопросе проектирования новых образовательных программ, проявившегося после 2011 года. Тогда образование стало регулироваться федеральным государственным стандартом третьего поколения, который повысил требования к результатам обучения и приобрел стройный организационно-методический характер.
На увеличение практической составляющей в подготовке медиков способны повлиять поправки, внесенные в 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Новелла вступит в силу с 1 апреля 2024 года и позволит ординаторам одной из укрупненных групп специальностей «клиническая медицина» работать в качестве врачей-стажеров со второго года обучения в клинической ординатуре.
Источник: vademec.ru