21.01.2019
377

Критерии оценки качества медицинской помощи будут унифицированы

В новом законе о клинических рекомендациях определено, что экспертиза качества медицинской помощи проводится на основании критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных в соответствии с ч.2 ст.64 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Нюанс заключается в том, что статья о применении этих критериев вступает в силу только с 2022 г. При этом существует приказ Минздрава № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», действующий с 1 июля 2017 г., в котором указано, что данные критерии применяются для всех организаций, у которых есть лицензия на медицинскую деятельность. На это противоречие указал управляющий Центром медицинского права Алексей Панов.

Из изменений в закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» следует, что, если медицинская организация – частная или государственная – работает в системе ОМС, то критерии приказа № 203н для нее не действуют, а если работает в системе платных медицинских услуг, то действуют. Соответственно критерии приказа не могут служить аргументом в суде, если оспариваемая медицинская услуга финансировалась из средств ОМС, и напротив должны быть приняты во внимание, если речь идет о договоре платных услуг, отметил он в ходе юридической видеоконференции.

Работал ли вообще приказ № 203н – большой вопрос, заметил старший юрисконсульт «ЮрБюро» Дмитрий Гаганов. «Были рекомендации рассмотреть эти критерии. Но эксперты, сотрудничающие со страховыми медицинскими организациями (СМО), опираются на свои ведомственные приказы. В актах экспертизы качества медицинской помощи от СМО или Фонда ОМС обычно нет указания на данный приказ, ссылки идут на приказ ФОМС № 230 от 1 декабря 2010 года по дефектам («Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию». – Прим. ред.) и, как правило, на национальные клинические рекомендации. В законе № 326-ФЗ вообще не было ссылки на критерии оценки качества», – говорит юрист.

По его мнению, декабрьские изменения унифицируют систему критериев качества медицинской помощи. «Кроме того, будут введены единые требования к внутренней системе оценки качества медицинской помощи во всех медицинских организациях, эту работу будет курировать Росздравнадзор. Это еще один кирпич в фундамент создания единой системы», – отметил Дмитрий Гаганов.

Действующие нормативные акты устанавливают разные подходы, соглашается директор НП «Тюменская медицинская палата», член общественного совета Управления Роспотребнадзора Тюменской области Николай Попенко. «Приказ № 230 Фонда ОМС при контроле качества медицинской помощи оценивает стандарты, порядки, степень достижения результата и... сложившуюся клиническую практику. Что это такое, не знает никто. И вообще, что оценивает этот приказ – большой вопрос. Создавая единую систему его нужно полностью менять, он не поддается корректировке из-за противоречий с федеральным законодательством», – считает он.

Эксперт отметил, что к качеству медицинской помощи этот документ имеет косвенное отношение. «Проверяются договорные и хозяйственные отношения медицинской организации, вовремя ли она сдала счета, есть ли в них арифметические ошибки или опечатки. Четыре раздела описывают подобные нарушения и лишь один касается экспертизы качества медицинской помощи», – пояснил Николай Попенко.

Дмитрий Гаганов рассказал о судебной практике по делам, в которых необходима оценка качества медицинской помощи: «При судебной оценке доказательств, в том числе некачественной медицинской помощи, будут использоваться критерии оценки, введенные приказом Минздрава № 203н. Как правило, судьи опираются на выводы судебной экспертизы, а у эксперта тоже есть выбор, какую базу он будет привлекать, – говорит он. – Последние три года прослеживается тенденция, что при проведении судебно-медицинской экспертизы экспертам не рекомендуется говорить о качественности / некачественности медицинской помощи (это юридическая оценка), но использовать критерии при формировании выводов они могут».

Нормативные акты, на которые опираются эксперты, будут использоваться и судьями, считает Алексей Панов. «Если судебно-медицинский эксперт будет ссылаться на критерии приказа № 203н, то и судьи станут их применять... По сути, суды будут оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, поэтому в разных регионах практика будет своя», – отмечает он.

По мнению юриста, изменения в закон связаны с необходимостью переходного периода для системы ОМС. «Я думаю, что система ОМС не в состоянии пока обеспечить соответствие этим критериям. Поэтому государство решило предоставить возможность выйти из использования приказа № 203н с помощью переходного периода», – говорит он.

А Дмитрий Гаганов напоминает, что с конца 2018 г. медицинским организациям настойчиво рекомендуется внедрять локальные нормативные акты, описывающие порядок взаимодействия со страховыми представителями. «Это неотъемлемая часть переходного периода: страховые представители тоже будут опираться на единые критерии», – резюмирует он.

Ссылка на источник

0

Читайте также

21.01.2019
Леонид Печатников: медицина стала бизнесом
0
18.01.2019
«ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ НА ЭТИ 10% БЫЛО ВКУСНО? НЕ БУДЕТ». КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ ПЕРВОГО ПОСЛЕ ОТСТАВКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕЧАТНИКОВА
0
17.01.2019
Новые европейские рекомендации по артериальной гипертонии 2018 года!
0
17.01.2019
В Кировской области снизили смертность благодаря стимулирующим выплатам врачам
0

Важно! Мы используем файлы Cookie для лучшей работы сайта. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вас это устраивает.