Ситуационный центр Департамента здравоохранения Москвы похож на центр управления полетами, только меньше масштабом. В небольшом зале расставлены столы, на них — компьютеры. Кресла развернуты в одну сторону — к восьми огромным экранам, на которых каждую минуту меняется картинка: медицинские посты, холлы, инфоматы. В ЦУПе запускают ракеты и потом за ними следят. В ситуационном центре занимаются похожей работой, только вместо космических кораблей — поликлиники.
Я все вижу: как помогает видеонаблюдение
Система контроля работы всех без исключения городских поликлиник появилась три года назад. С этого момента очереди в регистратуру, потерянные медицинские карты и другие малоприятные вещи стали стираться из памяти москвичей. Электронные сервисы Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) окончательно заняли свое место в развитии городского здравоохранения и сделали жизнь и врачей и пациентов значительно проще. Ситуационный центр — главный штаб работы с ЕМИАС.
«Это самый мощный государственный информационный ресурс, который объединяет работу всех московских поликлиник. Более 600 зданий интегрировано в эту систему. Представить себе сегодня работу московской поликлиники без информационной поддержки в единой системе совершенно невозможно», — отметил руководитель Департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун.
Глаза центра — камеры видеонаблюдения. Сейчас в медучреждениях их установлено 3766.
«В среднем в каждом здании установлено примерно девять камер. Это входная группа, вестибюли, кабинеты и окружающее пространство, кабинеты, в которые люди обращаются за справками, коридоры принципиально важных отделений и так далее», — рассказал Алексей Хрипун.
Картинка в режиме реального времени передается в ситуационный центр, а здесь за порядком следят специалисты. Их 15, и главное их оружие в борьбе за высокие стандарты медицинского обслуживания — обычный телефон.
На картинке одна из поликлиник: видно, как у медицинского поста скопилась очередь. Из центра звонят главному врачу, сообщают о ситуации и предлагают варианты решения, например пригласить еще специалистов или предложить пациентам воспользоваться инфоматом. Через некоторое время очередь начинает редеть, а потом и совсем исчезает. Ситуационный центр с работой справился.
Зеленый — хорошо, красный — плохо
Разумеется, сотрудников ситуационного центра занимают не только очереди. Их задача — отслеживать все, что связано с электронными сервисами и услугами, доступными пациентам. Каждый кабинет врача включен в ЕМИАС, информация о работе поступает в режиме реального времени. Никаких отчетов и столбиков цифр на бумаге: как только врач начал прием — данные уже появились в центре. При помощи специальной системы работники анализируют время ожидания в очереди, длительность приема, загруженность врачей и оборудования и многое другое.
Если все показатели в норме, поликлиника подсвечивается на карте зеленым, если нет — желтым или красным. И это уже повод задуматься, все ли в учреждении действует как надо. С «отстающими» поликлиниками операторы работают вручную — выезжают на место или приглашают на консультацию руководителей.
«Есть несколько типовых сложностей, с которыми мы сталкиваемся. Это некорректное составление расписания, технические ошибки, отсутствие консультантов. Но их регулярно выявляем, обсуждаем с руководителями и стараемся решать задачи глобально», — рассказал руководитель ситуационного центра Департамента здравоохранения Москвы Сергей Герасимов.
Учитывают в ситуационном центре и мнение пациентов. Для этого им на электронную почту высылают анкету с тремя вопросами: «Удовлетворены ли вы результатами приема врача?», «Удовлетворены ли вы качеством работы и отношением к вам других работников поликлиники?», «Удовлетворены ли вы чистотой и порядком в поликлинике?». К слову, подавляющее большинство ответов положительные.
Учить, учиться, запоминать
Всего за три года существования ситуационного центра здесь обработали больше 250 терабайт информации, и ее объем только увеличивается. Для сравнения, в декабре 2014 года записаться на прием к врачу в удобный срок не могли 31,6 процента пациентов. К декабрю 2017-го эта цифра уменьшилась до пяти процентов.
«Очень важно, что постоянно растет количество москвичей, которые предпочитают удаленные каналы доступа для записи в поликлинику. На сегодняшний день около 30 процентов пациентов пользуются этой возможностью», — подчеркнул Алексей Хрипун.
Электронные сервисы приходят на помощь и врачам: в распоряжении терапевтов и узких специалистов есть электронные медкарты, рецепты, больничные листы, а также возможность электронного анкетирования пациентов. Работе с новыми сервисами врачей также учат в центре управления медициной. Новые технологии уже освоили 152 главных врача и более 1500 сотрудников поликлиник.
2018-й — год сервисов
В этом году работы у центра снова прибавится. Планов по улучшению медицинского обслуживания в Москве множество, и все их так или иначе проверят эти специалисты.
Сейчас проходит интеграция единой радиологической информационной системы в ЕМИАС. Это даст врачам общей практики доступ к снимкам и данным радиологических и МРТ/КТ-исследований пациентов — окончательно уйдут в прошлое громоздкие рентгеновские снимки.
После пилотной стадии будет запущен сервис «ЕМИАС. Школа» для врачей, работающих в учебных заведениях.
«Это нужно, чтобы врач, организовав в начале учебного года медосмотр и профилактику, сделал так, чтобы данные детей с хроническими заболеваниями были известны и врачам, и педагогам, и родителям. И в таком случае поликлиника, к которой прикреплен ребенок, будет заниматься лечением, врач в школе — отслеживать результаты, а родители и педагоги будут знать, как идут дела и на что надо обратить внимание», — объяснил Алексей Хрипун. По его словам, в системе можно будет проследить, как изменилось зрение ребенка, прогрессирует ли или исправляется плоскостопие, а также другие проблемы, связанные с опорно-двигательным аппаратом.
В разработке находится проект «Компьютерное зрение», который позволит врачам, используя новые технологии и статистические данные, отслеживать серьезные заболевания на ранних стадиях.
Ссылка на публикацию: https://www.mos.ru/news/item/35731073/
Сердце электронной медицины: кто и как управляет городскими поликлиниками
Читайте также
30.01.2018
26.01.2018